На чем будут ездить горожане в 2007 году.
Ура! Частный перевозчик поддержи китайского производителя! Даешь китайские автобусы на новосибирские улицы! Каждому в карман китайский сотовый! В каждую квартиру китайский телевизор и холодильник! Даешь китаизацию всей российской жизни! Русские и китайцы братья навек! Отдадим сибирские ресурсы на переработку в Китай! Да здравствует Поднебесная - фабрика мира XXI века!
Это конечно хорошо - деньги экономить. Вот только откуда китайцам знать о наших сибирских морозах?! Да, бегают в Казахстане такие автобусы. До -15. А вот когда -40 вдарило на северном Казахстане, встали, как один.
В хваленых же китайских автобусах и при
-20 просто примерзаешь к сидениям, поручням и т.п. Через 1-2 остановки не чувствуешь ни рук, ни ног. А летом обычно в этих комфортабельных автобусах дышать нечем, т.к. предусмотрен один люк на весь автобус и мелкие китайские форточки, от которых толку никакого.
Комфортноооо! В любое время года.
На первый взгляд салоны ?китайцев? выглядят добротно, и стоять здесь можно в полный рост (есть даже поручни под потолком). Но?
Пол у многих автобусов? просто рифленое железо, куда водителям приходится стелить фанеру и линолеум. И, хотя иным машинам не исполнилось и года, их пол уже начинает ржаветь. Пластик, которыми обшиты стены и потолок быстро пачкается, но практически не отмывается. И с сиденьями беда. Во-первых, они очень узкие, рассчитанные на ?малогабаритных? китайцев. Во-вторых, ряды расположены так близко друг к другу, что человек среднего роста здесь просто не умещается ? и ему приходиться сидеть полубоком. К тому же сиденья не отличаются надежной фиксацией. Переднее ?кресло?, расположенное рядом с водителем, у многих автобусов уже отсутствует (впрочем, к нему все равно неудобно проходить). Освещение ? слабое: на весь салон приходится всего два небольших плафона.
Не лучше обстоят дела и с отоплением. В некоторых автобусах есть автономные печки, но солярку они расходуют почти наравне с двигателем. При этом существуют автобусы в так называемом ?летнем исполнении?, где отопителя салона нет вообще. В результате водители приспосабливают печки от КамАЗов, Икарусов ЛиАЗов и т.п. ? попутно затыкая поролоном многочисленные щели. И еще: двери ? автоматические, но зачастую они уже открываются вручную, кондуктором.
Обзорность неплохая, но зимой стекла кабины (в том числе лобовое) покрываются льдом. Обдув не справляется со своими обязанностями ? в том числе и из-за того, что воздух дует ?не туда?. Поэтому на переднюю панель многие водители выводят шланги, по которым подается теплый воздух в нужные места. Металл, из которого сделаны панели кузова, очень тонкий. Причем там, где кузов плавно изгибается ? плохо подогнанные панели, на которые намазано огромное количество шпатлевки.
Относительно ремонта двигателя мнения расходятся: даже на автобусах из одной партии двигатели ведут себя по-разному, и некоторые приходится перебирать едва ли не через 5000 км.
Еще мешает отсутствие инструкций на русском языке. Чтобы узнать, например, величину зазора для регулировки клапанов, придется не один час провести с китайско-русским словарем!
Тормоза у некоторых автобусов могут ?пропадать?, но через несколько километров снова ?появляются?. А барабанные тормозные механизмы приходится постоянно регулировать вручную: там стоят эксцентрики, как на ГАЗ-53.
Есть проблемы с электрооборудованием. Провода ? тоненькие, проложенные в самых неожиданных местах. ?Штатные? аккумуляторы емкостью 75 Ач у большинства машин меняются водителями на более мощные (135 Ач). Да и многие другие детали автобусиков уже ?не родные?. Например, вместо сгоревших генераторов на автобазах устанавливают любые пододящие ? вплоть до кразовских. Вместо лопнувших рессор ? ?газоновские?. Воздушные фильтры ? даже от тракторов (!), хотя у дилеров можно купить или заказать и китайские запчасти. Эти запчасти недороги ? но многие владельцы предпочитают не ?нарываться на ?китаёзу?, а ставить проверенные временем и зачастую более надежные отечественные детали.
Автобусы китайского производства действительно имеют небольшое преимущество по комфортности салона, но по техническим характеристикам значительно уступают. Дело в том, что они предназначены для перевозки детей, вес которых не должен превышать пятидесяти килограммов. Износ шин у таких автобусов наступает после пробега всего десяти тысяч километров, быстро вырабатывает свой моторесурс двигатель. Зачастую отсутствует гидроусилитель руля и ненадежна тормозная система. По техническим характеристикам и параметрам автобусы абсолютно не соответствуют международным стандартам. Но зато сравнительно дешевы. На это и покупаются хозяева автопредприятий.
В этом году в Красноярске произошло семнадцать дорожно-транспортных происшествий с участием китайских автобусов. Оказалось, что даже при незначительном ударе происходит деформация кузова и пассажирских сидений.
По словам сотрудников ДПС города, для того чтобы хотя бы ориентировочно автобус оценить по качеству, нужно провести углубленную его диагностику, поэлементную сертификацию всех составных узлов, агрегатов и систем, а также составить типовые формы одобрения транспортного средства. Но увы, не пройдя все необходимые процедуры на установление соответствия качества принятым нормам, эти автобусы все-таки получают техпаспорта, появляются на улицах города и занимаются перевозками людей, пока остается загадкой, ведь, судя по всему, выдачу всех этих документов и должен кто-то контролировать?